четверг, 5 августа 2010 г.

Этапы написания исследовательской работы

Основные этапы выполнения учащимися научно-исследовательской работы
Этап 1. Мотивация
Написание работы повышает статус ученика. Очень важно наряду с моральными (выступление на НПК, получение грамоты, благодарность) увидеть и понятные материальные стимулы – от защиты реферата на переводных экзаменах до получения преимуществ при поступлении в выбранный вуз.
Этап 2. Выбор темы исследования
Основные требования – новизна, актуальность, практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы.
Этап 3. Постановка цели и задач
Это обеспечивает поступательный переход к следующему этапу. Особенно важно, чтобы дети самостоятельно ознакомились и составили обзор литературных данных и сформировали подробную и цельную картину состояния предмета и будущих исследований. Список литературы не может превышать 5-7 источников и должен быть предоставлен учителем. Этап заканчивается обсуждением с формулировкой понятных целей предстоящей работы.
Этап 4. Фиксация и предварительная обработка данных
Главная цель даже не научить, а лишь ознакомить учащихся с методикой проведения исследовательских работ. Позиция учителя на этом этапе – активно-наблюдательная. Очень важно не вмешиваться в творческий процесс, пока это возможно, а лишь предлагать схемы для сортировки данных и задавать вопросы: «Почему?.. Что из этого следует?.. Что будет, если?..»
Этап 5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез
Обсуждение необходимо для того, чтобы предположения и догадки облечь в форму гипотез, подлежащих проверке. Гипотезы сопоставляются с данными экспериментов или фактами, подтверждаются или опровергаются, становятся утверждениями, которые формулируются как результат исследований и далее требуют теоретического обоснования, т.е. объяснения механизма обнаруженных закономерностей.
Этап 6. Оформление результатов работы
Результаты работы оформляются в виде сообщения (доклада). Подробно останавливаться не имеет смысла, так как требования по оформлению стандартны. Ученик самостоятельно готовит тезисы и развёрнутый доклад, а задача учителя – отредактировать «детский текст».
Этап 7. Представление исследовательской работы
Некоторые ребята считают, что достаточно выучить подготовленный текст доклада, и успех на конференции обеспечен. Но это не так. Часто приходится наблюдать, как серьёзные по содержанию работы не попадают в пятёрку лучших из-за того, что не представляются должным образом. Просто дети оказались психологически не готовы к борьбе и победе. Полезно предварительное представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории школьной научно-практической конференции. Этот этап не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, программирование авторов работы на успех – они должны быть уверены в предстоящей победе на конференции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий