Документы творческой лаборатории

Предлагаем познакомиться с составом, целями, задачами, формами работы нашей  творческой лаборатории


«Организация исследовательской деятельности учащихся для повышения мотивации к учению на уроках истории и обществознания»


Этапы работы творческих групп и проблемных лабораторий:

1. Информационный этап (проблематика, потребности в изучении)
2. Аналитико –практический этап. Определение направлений деятельности творческой группы: прогностическая, диагностическая, аналитическая, практическая, коррекционная, системная деятельность
3. Этап разработки и освоения материала. Подготовка публичных материалов о работе творческой группы (проспекта, программы деятельности)
4. Обобщающий этап. Материалы обобщаются и систематизируются в виде методических рекомендаций
5. Обобщение опыта работы творческой группы. Представление обобщенных материалов общественности.


Состав  творческой лаборатории.

Руководитель Ёрш Наталья Борисовна, учитель истории и обществознания МОУ "СОШ № 1" города Исилькуля Омской области.
№ ФИО Школа телефон


1.  Гладунова Татьяна Алексеевна . МОУ "СОШ № 2".
2.  Григорьева Лилия Валерьевна. МОУ "СОШ № 2".
3.  Вдовиченко Н.В.  Городищенская основная школа.
4.  Калиева Гульсара Баяновна. "Большевистская СОШ".
5.  Кусанова Алтынай Буконовна. "Боровская СОШ".
6. Кусанов Каликан Темиргалиевич. "Ленинская".
7. Назаренко Галина Васильевна. МОУ "СОШ № 4".
8. Омаров Ермухамед Мидханович. «Кудряевская СОШ»
9. Пономаренко Татьяна Анатольевна. МОУ "СОШ № 3".
10. Орищенко Лариса Юрьевна. МОУ "Исилькульский лицей"

Задачи и направления деятельности  творческой лаборатории.

1. Определение локальных направлений опытно-экспериментальной работы в ОУ.

2. Организация и проведение исследовательской деятельности в рамках обозначенной проблемы.

3. Изучение и внедрение новых программ и пособий, дополнительного материала.

4. Разработка и экспертиза концепции новых направлений в методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса.

5. Обсуждение различных материалов, предоставляемых членами творческой группы.

6. Установление и развитие творческих связей с кафедрами ИРООО.

7. Проведение творческих отчетов работы творческой группы

8. Разработка методического инструментария для установления эффективности проводимых нововведений, результатов исследования и др.

9. Определение педагогом собственного направления в процессе формирования опыта творческой деятельности.

10. Овладение приемами моделирования педагогического опыта.

11. Организация и проведение научно-исследовательской работы в школе.

12. Организация творческих отчетов, предметных недель, конкурсов.

13. Создание банка педагогической информации.

Формы методической работы
в проблемных и творческих лабораториях
1.Теоретические семинары

Данная форма является необходимой для ознакомления учителей с новейшими достижениями науки и ППО. Требует доступного освещения актуальных вопросов учебно-воспитательного процесса, раскрытия содержания новых технологий, методов, приемов обучения в теоретических сообщениях, докладах.

2.Семинары-практикумы

Требуют более серьезной подготовки, т.к. на них учителя знакомят с результатами собственной поисковой, исследовательской работы. В центре внимания на таких семинарах находятся не только теоретические вопросы УВП, но и практические умения и навыки. После посещения учителями практической части семинаров – уроков, факультативов, внеклассных мероприятий – важно умело организовать обсуждения, дискуссии, на которых каждый может высказать свои соображения, мнения, дать оценку практикуму.
На семинаре-практикуме коллективно решаются конкретные учебно-педагогические задачи, которые возникают в УВП. Данная форма методической работы является активной формой приобщения педколлектива к творческой, исследовательской деятельности и повышают его педагогическую культуру.

3.Психолого-педагогические семинары

На подобном семинаре участники получают возможность ознакомиться с достижениями психолого-педагогической науки, передовым педагогическим опытом и заявить о своей позиции. На подобных семинарах важна взаимосвязь теории и практики.

4.Дискуссии

Целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями, осуществляемый участниками дискуссии с целью поиска истины.

Формы дискуссий:

- «Панельная дискуссия». В ней участвуют 2-3 предметных объединения. Из них составляются группы по 6-8 участников, которые избирают председателей. Последние обсуждают намеченную проблему, после чего приходят к определенному выводу, решению. Важно, чтобы все участники панельной дискуссии» были заинтересованы в решении обсуждаемой проблемы.

- « Форум» - обсуждение, механизм проведения которого сходен с изложенными выше и мнениями обмениваются все участники.

- «Симпозиум» - более формализованное (по сравнению с вышеперечисленными) обсуждение; в ходе его участники выступают с сообщениями, в которых раскрывают свою точку зрения на интересующую проблему, после чего отвечают на вопросы присутствующих.

- «Дебаты» - явно формализованное обсуждение, которое строится на заранее спланированных выступлениях участников, имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемой проблеме.

- «Круглый стол»- это беседа, в которой «на равных» участвуют до 10 учителей, и в ходе ее происходит обмен мнениями между всеми участниками.

- «Техника аквариума» - выделяется из всех форм дискуссий тем, что содержание ее тесно определено противоречиями, разногласиями, а подчас и конфликтами педагогов по определенному вопросу. Механизм проведения « техники аквариума»:

1.Проблема дискуссии формулируется по просьбе учителей;

2.Участники дискуссии делятся на две группы, которые, располагаются в аудитории по кругу;

3.Члены каждой группы выбирают представителя, который будет в процессе дискуссии отстаивать её позицию;

4.Все участники заранее знакомятся с обсуждаемой темой, поэтому имеют возможность уже до начала дискуссии обменяться мнениям, выработать общую точку зрения.

5.Представители групп собираются в центре круга и получают возможность высказать мнение группы, отстаивая ее позиции. Остальные участники «аквариума» не могут высказать свое мнение, а имеют возможность лишь передавать в ходе обсуждения записки, где выражают свои соображения.

6.Представители групп могут взять перерыв, чтобы проконсультироваться с остальными членами.

7. «Аквариумное обсуждение» заканчивается по истечении отведенного времени или после принятия решения.

8.После окончания дискуссии представителями групп проводится критический разбор хода обсуждения, а решения вырабатываются уже всеми участниками «аквариумного диспута»

5.Дидактические игры

- «Деловая игра» - моделирование в условной обстановке объектов реального процесса (используются для обучения навыкам принятия решений в конфликтной ситуации; для исследования личностного фактора, установок на определенный характер деятельности, эффективности принимаемых решений; для изучения деловых и моральных качеств обучаемых в условиях, максимально приближенных к реальной деятельности)

- «Ролевая игра», или игра-драматизация, - это процесс, в котором участники распределяют между собой роли (учителя, учащихся, родителей, методиста, заместителя директора и т.д.). Механизм проведения «ролевой игры»:

1.Руководитель игры сообщает ее тему, инструктирует участников о ходе игры;

2.Эмоциональная реакция играющих фиксируется.

3.Руководитель излагает факты, сведения, сопоставляя их с эмоциональными реакциями играющих;

4.Подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых играющими суждений.

- «Игры-имитации» требуют от ведущего творческого подхода. Грамотно подготовленная игра-имитация предполагает, что тема, цели, задачи и структура глубоко продуманы и помогут ведущему поддерживать высокую активность участников. Тематика игры-имитации может быть придумана самим ведущим или заимствована из каких-либо источников. Ведущий должен сам решить какова будет степень его откровенности с участниками, насколько он посвятит их в свои планы. Кроме того, ведущий должен дать ясные и простые устные или письменные инструкции своим коллегам-игрокам, распределить роли участников и установить продолжительность игры. В процессе игровой ситуации учителя пытаются сымитировать виды, приемы, формы работы учителей-профессионалов, а иногда лишь фрагмент урока.

- «Урок-панорама». Эта форма не требует особой подготовки, а опирается на потенциальные возможности учителя, его компетентность, эрудицию. Механизм проведения « урока-панорамы»:

1.Участники работают в группах (по 2-3 человека) или индивидуально;

2.Учителя сами определяют тему урока-панорамы или выбирают ее из числа тем, предложенных руководителем-ведущим;

3. Участники сами приносят учебники и учебные программы.

4. Каждая группа (либо каждый самостоятельно работающий учитель) составляет план урока, четко планируя все его этапы и использование современных (традиционных и нетрадиционных) методов, форм, приемов, видов работ на каждом этапе;

5.Игроки защищают свои варианты разработок уроков (защита проводится в присутствии всех участников).

6.Участники оценивают урок-панораму с точки зрения реализации единой дидактической цели (образовательной, развивающей, воспитывающей) и рационального, эффективного использования методов, форм, приемов, видов спланированных работ с учащимися.

7.В роли арбитра выступает руководитель профессионального объединения педагогов, либо куратор.

6.Лектории специалистов
Лекции на актуальные темы планируются специалистами в определенной области знаний. Программа и тематика лекций согласовывается с администрацией школы и предлагается учительскому коллективу школы.

7.Обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки .
 Механизм обсуждения современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки тот же, что и в выше изложенном пункте. Важно отметить, что вся ответственность за реализацию этой формы ложится на руководителей методической службы школы, но педколлектив должен решать, какие новейшие технологии осваивать, какие инновации и нововведения использовать в процессе обучения, воспитания и развития учащихся, какие эксперименты проводить.

8.Обсуждение отдельных «открытых» уроков, взаимопосещенных уроков, мероприятий или их цикла

На «открытых» мероприятиях учитель демонстрирует апробированные им различные формы уроков, виды, приемы работ, дающие высокие конечные результаты в процессе обучения. При их обсуждении необходимо учитывать реализацию следующих задач:

1) умение планировать и определять образовательные, воспитательные, развивающие цели;

2) умение четко ставить перед учащимися задачи, цели урока или мероприятия;

3) умение выбрать эффективные и целесообразные формы, методы, виды, приемы работы;

4) умение добиваться максимальной результативности и рациональности труда учащихся и т.д.

9.Мастер – класс - это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определённую структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идёт непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером подразумевается педагог, ведущий мастер-класс).

Важнейшими особенностями мастер-класса являются:

1. новый подход к философии обучения и воспитания, ломающий устоявшиеся стереотипы;

2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

3. создание условий для включения всех в активную деятельность;

4. постановка проблемной задачи и решение её через проигрывание различных ситуаций;

5. приёмы, раскрывающие творческий потенциал, как Мастера, так и участников мастер-класса;

6. формы, методы, технологии работы предлагают, а не навязывают участникам;

7. представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;

8. процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

9. форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

10.Экспресс-урок – серийная демонстрация конкретными педагогами приёмов решения конкретной педагогической ситуации в минимально-доступные сроки.

11.Выставки и отчеты по самообразованию

Отчеты по самообразованию требуют наглядной демонстрации продуктов труда учителя (доклады, разработки, рефераты, авторские программы, дидактические пособия и т.д.) и продуктов труда учащихся (выставки лучших тетрадей, сочинений, рисунков, поделок, творческих работ, проектов и т.д.)


12.Профессиональные конкурсы

Проводятся соответственно нормативным, программно-методическим документам

13.Научно-практические конференции, педагогические чтения

Эти формы работы требуют привлечения всех звеньев методической службы и являются своеобразным подведением итогов их работы. Темы должны быть связаны с единой методической темой школы и не носить случайный характер. А отражать опыт работы учителей школы, их достижения, успехи, исследовательскую работу, связанную с преодолением ошибок, недочетов профессиональной деятельности, которая, в конце концов, дала положительные результаты. Доклады должны сопровождаться таблицами, видеозаписями, слайдами, фотографиями, продуктами ученического труда. Выступления докладчиков ограничиваются временными рамками и обязательно обсуждаются (после того, как выступающий ответит на вопросы), часто в дискуссионной форме. Подобная форма работы планируется для подведения рубежных и итоговых результатов педколлектива по единой методической теме и приоритетным проблемам, определенными на 3-5 лет в «Программе развития школы».

14. Школьный научно-методический журнал

Выпускается регулярно в течение учебного года. В таком периодическом издании печатаются статьи о работе педагогического коллектива, методические разработки, результаты психолого-педагогических исследований, инфомационно-аналитические материалы.

15.Межпредметный университет

Межпредметный университет помогает всем учителям увидеть и лучше понять место и значение своего предмета в общей системе обучения, в параллели классов, проблемы учеников в усвоении учебного содержания того или иного предмета, взглянуть на себя глазами других и многое другое. Тематика межпредметного университета очень разнообразна:

1)новое содержание предмета или образовательной области, которое представляет коллективу один из педагогов (в течение года 3-4 человека);

2)информация об объеме содержания того или иного предмета, которым должны овладеть учащиеся 6-11 классов;

3)информация о хобби учителя, чтобы общение носило не только деловой характер, и т.п.

16.Педагогический марафон

Педагогические марафоны могут быть самые разные: по организации, по содержанию, по длительности проведения (от двух дней до месяца), по этапам работы: начальном, промежуточном, завершающем. Марафон требует от педагогов-участников полного погружения в проблему. Поэтому лучше его проводить в каникулярное время, а руководителям школы следует создать комфортные условия для работы.

17.Методический фестиваль

Проводится либо в конце учебного года, либо подытоживает работу педагогического коллектива над единой методической темой. В ходе фестиваля проводятся открытые уроки, внеклассные мероприятия, «Дни открытых дверей», методические выставки и другие мероприятия, демонстрирующие результативность работы педагогов

18.Методический КВН

Соревновательная форма работы педагогического коллектива над определенной методической проблемой

19.Методический тренинг (практикум)

В ходе методического тренинга (практикума) педагогами отрабатываются вопросы дидактики и частных методик преподавания и содержания отдельных тем. В ходе видеотренинга педагоги просматривают и анализируют видеозаписи открытых уроков или их отдельные фрагменты

20.Ярмарка методических идей (методическая выставка)

На подобном мероприятии профессиональные объединения или отдельные педагоги представляют результаты своей работы по реализации основных направлений методической деятельности

21.Консультации (индивидуальные и групповые; устные и письменные)

Проводятся либо администрацией, либо руководителями ПО, либо опытными учителями для отдельных педагогов или групп в зависимости от запроса

- Консалтинг – управленческое консультирование – это система, способствующая переводу организации из исходного состояния в желаемое. Цель – помочь организовать деятельность школы более эффективно.

- Стажировка

Проводится в своем или в другом образовательном учреждении (по согласованию). Учитель – стажер получает индивидуальные консультации, посещает уроки более опытного коллеги (с последующим анализом и самоанализом посещенных уроков)

22.Методический день

В ходе этого мероприятия проводятся открытые уроки и внеклассные мероприятия по определенной проблеме, анкетирование участников образовательного процесса (учителей, учащихся, их родителей). Завершается обычно единый методический день собранием педагогического коллектива (в любой форме) с подведением итогов работы и с выработкой решения

23.Методическая неделя

Каждое ПО проводит методическую неделю согласно плану-графику, принятому в начале учебного года. В план проведения методической недели включаются серии открытых уроков, внеклассных мероприятий, конференции по темам самообразования учителей, защита методического, педагогического проекта, проблемный семинар, творческий отчет, защита ППО, «круглый стол» по актуальным проблемам образования и развития школы, выставки работ учащихся, презентация совместных проектов учителей и детей и т.д. По результатам методической недели проводится заседание ПО или совещание при директоре, где дается анализ проведенных мероприятий, анализируются результаты анкет, рейтингов проведенных мероприятий среди учащихся, родителей, педагогов

24.Творческий отчет

Коллективный (ПО, группы учителей и учащихся) или индивидуальный с целью презентации результатов деятельности

25.Методическая оперативка

Проводятся оперативно (по мере необходимости) с целью анализа, контроля, внесения коррективов в методическую работу школы

Каждое заседание профессионального объединения предполагает различные варианты обратной связи с учителями по изученной теме. Более эффективно и качественно строить методическую работу учителя позволяют необходимые виды домашних заданий:

моделирование урока (целиком или фрагментарно);

разработка системы уроков по теме или курсу;

разработка спецкурса, программы исследования по определенной теме;

подбор литературы по определенной теме, курсу, проблеме;

аннотирование по теме, курсу, проблеме, опыту работы коллеги;

составление контрольных материалов, тестов;

составление и защита опорных схем, памяток, дидактического материала;

разработка планов кружков, сценариев внеклассных материалов по предмету;

посещение уроков, внеклассных мероприятий по предмету, курсов по выбору;

представление собственного опыта работы по теме, проблеме;

защита темы по самообразованию;

защита собственных достижений в рамках собственного исследования;

творческий отчет по определенной теме или в рамках методической темы года;

подготовка презентации по изученной теме, проблеме;

демонстрация материалов по подготовке к обобщению ППО и т.п.