пятница, 10 октября 2014 г.

Проблема развития творческих способностей одарённых детей

Проблема развития творческих способностей одарённых детей или  5Т (телевидение, талант, трудолюбие, терпение, творчество)
 В каждом человеке есть солнце, надо только, чтобы оно светило. 
Сократ

 Одаренность – дар или усидчивость и трудолюбие?! Как развиваются таланты?! Как человек может открыть в себе искру творчества?! Спонтанность или поиск себя?! Эти вопросы неразрешимы даже для многих талантливых и творческих людей. Для начала кто-то должен заметить эту искру, подсказать маленькой творческой личности, в каком направлении двигаться дальше. Следующий шаг – это саморазвитие, потому что на одном таланте далеко не уйдешь, нужна упорная работа, старание, при этом бывают не только победы, но и поражения.
Итак, как же найти свой путь, раскрыть свой талант?! Нужно проявить себя в разных направлениях, стараться, занимаясь любым делом. Прикладывать максимум трудолюбия и усердности, и только в этом случае станет возможным реализация способностей, заложенных в человеке от природы.


В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высокоинтеллектуальными детьми является крайне необходимой.
Согласно ФГОС нового поколения развитие личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, должно формироваться  через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта. Реализация ФГОС нового поколения требует инноваций. Основной целью работы школы в новых условиях является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Слово «одаренность» образованно от слова «дар». Чей дар – природы, Бога, родителей, генетического кода?! Не знает никто, но как только ребенок идет в школу, то у него сразу проявляется или формируется способность к тому или иному виду деятельности – математике, рисованию, пению, сочинению стихов. Если ученика начинают хвалить в школе, а дома восхищаться его талантом быстро решать задачи, писать сочинения, рисовать кораблики, петь, ребенок подсознательно начинает стараться еще больше, прикладывает все усилия ради новой порции восхищения и похвалы. Но вдруг «аплодисменты» затихают, потому что родители, разглядев его талант, отдали его в специализированную школу – художественную, музыкальную, театральный кружок  и решили, что они выполнили все от них требующееся. Но это не так, любой талант требует работы и трудолюбия. А пока ребенок не осознает своего призвания именно в этой деятельности, задача родителей – помочь ему реализовать мечту. И если он, окончив общеобразовательную школу и получив диплом музыкальной школы, решил, что музыка – его призвание, то не стоит отправлять его на химический факультет, так как по-настоящему одаренных людей очень мало. Природный дар нужно оберегать и развивать, а не прятать в долгий ящик, чтобы в старости внукам рассказывать, как работа на заводе помешала вам писать стихи. Но виноват сам человек, его лень и неспособность пробовать и пытаться. И в итоге он обманывает не только родных, но и себя самого. Если природа наделила талантом, то она обязательно предоставит возможность для его реализации, а воспользоваться им и развиваться или плыть по течению обыденной жизни – это уже решение каждого.
В школе в младших классах дети разыгрывают сценки, поют песни, рисуют, мастерят поделки своими руками, пишут сочинения, то есть развиваются и открывают себя с разных сторон и это поощряется окружающими. К тому же дети в этом возрасте менее стеснительны и их проще привлечь к какой-либо деятельности. Взрослея, они становятся менее сговорчивыми и более безучастными к активной школьной деятельности. Все больше уходят в учебу, сосредотачивая свои умения на подготовке к экзаменам, потому что, как только ребенок переходит в среднюю и старшую школу, ему говорят о профессии, о сложной взрослой жизни и о том, что нужно поступить в престижный вуз на престижный факультет. Но редко говорят – найдите себя! Может быть, вам нравится петь и профессиональное занятие вокалом – это ваше призвание?! Школа должна помочь в развитии творческих способностей и таланта. Но очень сложно реализоваться в узких рамках того или иного урока. Учителю необходимо объяснить материал так, чтобы понял весь класс, поэтому индивидуальная работа с учащимися встречается редко. Конечно, в школе организуются выпуски стенгазет, конкурсы на лучший рисунок или поделки, но происходят такие события  не так часто. А многие дети, даже талантливые, могут не выставлять свои работы напоказ, поэтому они так и останутся незамеченными.
 Как сделать так, чтобы каждый ребенок не остался незамеченным?! Мы считаем, что здесь должно прийти на помощь телевидение. Именно поэтому возникла идея создания проекта «От кабельного телевидения к школьному» по организации  школьной телестудии в рамках информационно – образовательного   пространства  лицея. Работа в телестудии поможет активировать познавательную мотивацию, без которой невозможно  как успешное обучение, так и раскрытие таланта. Следует учитывать и то обстоятельство, что  с точки зрения ученика   это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Работа над созданием телевизионных программ позволяет проявить себя оптимальным образом индивидуально или в группе, попробовать свои силы в самом широком спектре человеческой деятельности, от гуманитарного до технического, и представить публично результаты своей работы. С одной стороны, деятельность школьной телестудии  поможет раскрыть творческие способности детей при подготовке телепрограмм, с  другой стороны, показать деятельность других детей, их талант, умения, идеи. Уже сегодня наши школьники принимают самое активное участие в работе над созданием телепрограмм.
-        В рамках тематической программы «Кумир, идол, идеал» вышла телепередача, посвященная  Анатолию Павловичу Баринову.
-        Создан фильм о жизни лагеря дневного пребывания «21 день с Мери Поппинс вокруг СВЕТа»
-        Начало  учебного года освещено в новостной передаче «Ждут ребята с жадным нетерпеньем праздничное утро сентября!»
-        Подготовлена поздравительная кино-открытка ко Дню Учителя.
-        Разработаны видео-элементы уроков и т. д.
-        Учащиеся использовали готовый продукт  при поступлении в вуз (материал для творческого экзамена).
Эффективность проекта «От кабельного телевидения к школьному» оценивается через полноценное информационное освещение событий школьной жизни и жизни нашего района, качественное изменение образовательного процесса.  В будущем предполагается, что дополнительное видеосопровождение учебного процесса, в том числе за счет материалов, подготовленных непосредственно учащимися, достигнет не менее 10-15% учебного времени.
Проект школьного телевидения позволит реализовать мечты, способности и таланты многих учащихся. Так как это всесторонний обзор происходящего в школе, возможен показ чтений стихов, выставок рисунков, постановок, танцев, песен. Фантазия учащихся безгранична, а помощь в превращении ее в реальность подталкивает к осуществлению мечты. Дар природы в данном случае раскроется пусть не на сто, но на девяносто процентов точно. Любой ребенок сможет проявить себя, получить оценку или критику, посмотреть на себя со стороны и понять, стоит ли двигаться дальше в этом направлении, ведь всегда можно остановиться или даже дать задний ход. Но самый лучший исход этого проекта – это выпуск из стен школы не только отличника, но и творчески сформированную личность, которая будет готова к успехам и неудачам, к борьбе за свое место под солнцем, так как добиться успеха даже в рамках школьной телестудии сможет только творческий, трудолюбивый, терпеливый, талантливый человек. Он должен неустанно добиваться поставленной цели, развивать свои способности – именно это и есть настоящая одаренность, когда ты имеешь потенциал и с уверенностью реализуешь его. И твой труд не напрасный, он полезен обществу и окружающим, потому что ты смог добиться успеха и достичь пика своего творческого мастерства.
Литература
1.Новые федеральные государственные образовательные стандарты ФГОС.
2.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Орищенко Лариса Юрьевна,
учитель истории и обществознания, 
Часовитина Наталья Александровна,                                                                          учитель математики
МКОУ «Исилькульский общеобразовательный лицей»,

 г. Исилькуля Омской области

Комментариев нет:

Отправить комментарий