Проблема развития творческих способностей одарённых детей или 5Т (телевидение,
талант, трудолюбие, терпение, творчество)
В каждом человеке есть
солнце, надо только, чтобы оно светило.
Сократ
Одаренность – дар или
усидчивость и трудолюбие?! Как развиваются таланты?! Как человек может открыть
в себе искру творчества?! Спонтанность или поиск себя?! Эти вопросы неразрешимы
даже для многих талантливых и творческих людей. Для начала кто-то должен
заметить эту искру, подсказать маленькой творческой личности, в каком
направлении двигаться дальше. Следующий шаг – это саморазвитие, потому что на
одном таланте далеко не уйдешь, нужна упорная работа, старание, при этом бывают
не только победы, но и поражения.
Итак, как же найти свой
путь, раскрыть свой талант?! Нужно проявить себя в разных направлениях,
стараться, занимаясь любым делом. Прикладывать максимум трудолюбия и
усердности, и только в этом случае станет возможным реализация способностей,
заложенных в человеке от природы.
В
современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение
интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно
возрастает, работа с одаренными и высокоинтеллектуальными детьми является
крайне необходимой.
Согласно
ФГОС нового поколения развитие личности, способностей,
удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том
числе одаренных и талантливых, должно формироваться через организацию учебной и внеурочной
деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, систему
кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей учреждений
дополнительного образования детей, культуры и спорта.
Реализация ФГОС нового поколения требует инноваций. Основной целью работы школы
в новых условиях является создание условий для оптимального развития одаренных
детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не
проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть
серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Слово «одаренность»
образованно от слова «дар». Чей дар – природы, Бога, родителей, генетического
кода?! Не знает никто, но как только ребенок идет в школу, то у него сразу
проявляется или формируется способность к тому или иному виду деятельности –
математике, рисованию, пению, сочинению стихов. Если ученика начинают хвалить в
школе, а дома восхищаться его талантом быстро решать задачи, писать сочинения,
рисовать кораблики, петь, ребенок подсознательно начинает стараться еще больше,
прикладывает все усилия ради новой порции восхищения и похвалы. Но вдруг
«аплодисменты» затихают, потому что родители, разглядев его талант, отдали его
в специализированную школу – художественную, музыкальную, театральный
кружок и решили, что они выполнили все
от них требующееся. Но это не так, любой талант требует работы и трудолюбия. А
пока ребенок не осознает своего призвания именно в этой деятельности, задача
родителей – помочь ему реализовать мечту. И если он, окончив
общеобразовательную школу и получив диплом музыкальной школы, решил, что музыка
– его призвание, то не стоит отправлять его на химический факультет, так как по-настоящему
одаренных людей очень мало. Природный дар нужно оберегать и развивать, а не
прятать в долгий ящик, чтобы в старости внукам рассказывать, как работа на заводе
помешала вам писать стихи. Но виноват сам человек, его лень и неспособность
пробовать и пытаться. И в итоге он обманывает не только родных, но и себя
самого. Если природа наделила талантом, то она обязательно предоставит
возможность для его реализации, а воспользоваться им и развиваться или плыть по
течению обыденной жизни – это уже решение каждого.
В школе в младших
классах дети разыгрывают сценки, поют песни, рисуют, мастерят поделки своими
руками, пишут сочинения, то есть развиваются и открывают себя с разных сторон и
это поощряется окружающими. К тому же дети в этом возрасте менее стеснительны и
их проще привлечь к какой-либо деятельности. Взрослея, они становятся менее
сговорчивыми и более безучастными к активной школьной деятельности. Все больше
уходят в учебу, сосредотачивая свои умения на подготовке к экзаменам, потому
что, как только ребенок переходит в среднюю и старшую школу, ему говорят о
профессии, о сложной взрослой жизни и о том, что нужно поступить в престижный вуз
на престижный факультет. Но редко говорят – найдите себя! Может быть, вам
нравится петь и профессиональное занятие вокалом – это ваше призвание?! Школа
должна помочь в развитии творческих способностей и таланта. Но очень сложно
реализоваться в узких рамках того или иного урока. Учителю необходимо объяснить
материал так, чтобы понял весь класс, поэтому индивидуальная работа с учащимися
встречается редко. Конечно, в школе организуются выпуски стенгазет, конкурсы на
лучший рисунок или поделки, но происходят такие события не так часто. А многие дети, даже талантливые,
могут не выставлять свои работы напоказ, поэтому они так и останутся
незамеченными.
Как сделать так, чтобы каждый ребенок не
остался незамеченным?! Мы считаем, что здесь должно прийти на помощь телевидение.
Именно поэтому возникла идея создания проекта «От кабельного телевидения к
школьному» по организации школьной
телестудии в рамках информационно – образовательного пространства лицея. Работа в телестудии поможет
активировать познавательную мотивацию, без которой невозможно как успешное обучение, так и раскрытие
таланта. Следует учитывать и то обстоятельство, что с точки зрения
ученика это возможность максимального раскрытия своего
творческого потенциала. Работа над созданием телевизионных программ позволяет
проявить себя оптимальным образом индивидуально или в группе, попробовать свои
силы в самом широком спектре человеческой деятельности, от гуманитарного до
технического, и представить публично результаты своей работы. С одной стороны, деятельность
школьной телестудии поможет раскрыть
творческие способности детей при подготовке телепрограмм, с другой стороны, показать деятельность других
детей, их талант, умения, идеи. Уже сегодня наши школьники принимают самое
активное участие в работе над созданием телепрограмм.
-
В рамках тематической программы «Кумир, идол, идеал» вышла
телепередача, посвященная Анатолию
Павловичу Баринову.
-
Создан фильм о
жизни лагеря дневного пребывания «21 день с Мери Поппинс
вокруг СВЕТа»
-
Начало
учебного года освещено в новостной передаче «Ждут ребята с жадным
нетерпеньем праздничное утро сентября!»
-
Подготовлена поздравительная кино-открытка
ко Дню Учителя.
-
Разработаны видео-элементы уроков и т.
д.
-
Учащиеся использовали готовый
продукт при поступлении в вуз (материал
для творческого экзамена).
Эффективность
проекта «От кабельного телевидения к школьному» оценивается через
полноценное информационное освещение событий школьной жизни и жизни нашего
района, качественное изменение образовательного процесса. В будущем предполагается, что дополнительное
видеосопровождение учебного процесса, в том числе за счет материалов,
подготовленных непосредственно учащимися, достигнет не менее 10-15% учебного
времени.
Проект школьного
телевидения позволит реализовать мечты, способности и таланты многих учащихся.
Так как это всесторонний обзор происходящего в школе, возможен показ чтений
стихов, выставок рисунков, постановок, танцев, песен. Фантазия учащихся
безгранична, а помощь в превращении ее в реальность подталкивает к осуществлению
мечты. Дар природы в данном случае раскроется пусть не на сто, но на девяносто
процентов точно. Любой ребенок сможет проявить себя, получить оценку или
критику, посмотреть на себя со стороны и понять, стоит ли двигаться дальше в
этом направлении, ведь всегда можно остановиться или даже дать задний ход. Но
самый лучший исход этого проекта – это выпуск из стен школы не только
отличника, но и творчески сформированную личность, которая будет готова к
успехам и неудачам, к борьбе за свое место под солнцем, так как добиться успеха
даже в рамках школьной телестудии сможет только творческий, трудолюбивый,
терпеливый, талантливый человек. Он должен неустанно добиваться поставленной
цели, развивать свои способности – именно это и есть настоящая одаренность, когда
ты имеешь потенциал и с уверенностью реализуешь его. И твой труд не напрасный,
он полезен обществу и окружающим, потому что ты смог добиться успеха и достичь
пика своего творческого мастерства.
Литература
1.Новые федеральные
государственные образовательные стандарты ФГОС.
2.Федеральный закон Российской Федерации
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
Орищенко Лариса Юрьевна,
учитель истории и обществознания,
Часовитина Наталья Александровна, учитель математики
МКОУ «Исилькульский общеобразовательный лицей»,
г. Исилькуля Омской области
Комментариев нет:
Отправить комментарий